Британский режиссер Майк Ньюэлл (полное имя - Майкл Кормак Ньюэлл) родился 28 марта 1942 года в Сент-Олбенсе (графство Хертфордшир, Англия). Начальное образование получил в одном из старейших учебных заведений Великобритании - в старинной школе Сент-Олбенса, основанной еще в VIII веке. Окончив школу, Ньюэлл поступил в Кембриджский университет на отделение английского языка.
Унаследовав от родителей любовь к театру, в университетские годы он поставил несколько студенческих спектаклей, таким образом положив начало своей режиссерской карьере. По окончании университета в 1963 году Ньюэлл устроился на телеканал "Гранада", где на протяжении трех лет проходил стажировку, изучая различные аспекты работы на телевидении. Начав с новостных репортажей, впоследствии снимал отдельные эпизоды различных сериалов, экранизировал пьесы современных авторов, в том числе Джона Осборна и Джека Розенталя.
В 1977 году он дебютировал с полнометражным телевизионным фильмом "Человек в железной маске", экранизацией одноименного романа Александра Дюма, в которой снялись такие актеры, как Ральф Ричардсон, Луи Журден, Иен Холм и Ричард Чемберлен.
Первой работой Ньюэлла для большого экрана стал фильм ужасов "Пробуждение" (1980) по роману Брэма Стокера "Алмаз семи звезд" с участием Чарлтона Хестона и Сюзаны Йорк. Несмотря на то что фильм получил довольно неоднозначные критические отзывы, Ньюэлл зарекомендовал себя как опытный профессионал, способный добиться нужного результата от актерского состава. На следующий год на экраны вышла его новая картина, психологическая драма "Дурная кровь" (1981), в которой описывалась трагическая история новозеландского фермера, сделавшегося изгоем в родном краю, что в конечном счете привело его конфликту с окружающими миром, превратив в параноидального убийцу. Ньюэлл продолжал работать на телевидении, в частности снял в Соединенных Штатах телевизионный фильм "Кровная месть" (1983) о противостоянии министра юстиции Роберта Дж. Кеннеди и профсоюзного лидера Джимми Хоффа, однако со временем все больше перемещался в область большого кинематографа. Первый успех пришел к нему с криминальной драмой "Танец с незнакомцем" (1985), основанной на реальных фактах из жизни Рут Эллис, хозяйки ночного клуба, осужденной в середине пятидесятых годов на смертную казнь за убийство своего молодого любовника-аристократа. Стильная, выдержанная в ретро-стилистике картина с участием Миранды Ричардсон и Руперта Эверетта принесла Ньюэллу признание критиков и была удостоена специального приза на Каннском кинофестивале.
После этого экскурса в прошлое режиссер вернулся к проблемам своих современников, поставив телевизионный фильм "Хороший отец" (1986), описывающий сложные взаимоотношения бывших супругов, пытающихся после развода поделить между собой их единственного сына. Вслед за социально-спортивной "Милость Господня и Чак" (1987) и драмой из жизни китайских иммигрантов "Кисло-сладкий" (1989) Ньюэлл поставил в Соединенных Штатах телевизионный фильм "Точка соприкосновения" (1990), посвященный расовым конфликтам в Бостоне в пятидесятые годы, по книге лауреата Пулитцеровской премии Джея Энтони Лукаса. Однако большой успех вновь пришел к нему только после выхода на экран мелодрамы "Чарующий апрель" (1992) с Мирандой Ричардсон и Джоан Плоурайт в главных ролях.
Вскоре он снял приключенческий фильм из категории "для всей семьи" "На Запад" (1993) по сценарию ирландского режиссера и сценариста Джима Шеридана, после чего его ожидал триумф с романтической комедией "Четыре свадьбы и одни похороны" (1994). Именно эта картина принесла мировую известность исполнителю главной роли, актеру Хью Гранту, и стала самым кассовым британским фильмом девяностых годов. Помимо Гранта, в "Четырех свадьбах и одних похоронах" снимались приглашенная голливудская звезда Энди Макдауэлл, знаменитый комик Роуэн Эткинсон, а также целый ряд британских актеров, для которых эта картина стала своего рода стартовой площадкой: Кристин Скотт-Томас, Саймон Кэллоу, Джон Хана и Джеймс Флит. Также в ней в эпизодической роли продавщицы в сувенирной лавке появилась и жена Ньюэлла, актриса Бернис Штигерс. На следующий год Британская академия кино и телевидения удостоила "Четыре свадьбы и одни похороны" награды в категории "фильм года" и присудила Ньюэллу специальный приз Дэвида Лина за режиссуру.
Несмотря на огромные сборы в прокате и широкое признание, режиссер не стал использовать однажды найденную формулу, и следующей его картиной стала реалистическая драма "Ужасно большое приключение" (1995) из жизни труппы провинциального театра в которой снялись все тот же Хью Грант и Алан Рикман. Спустя два года он вернулся с поставленным в Соединенных Штатах гангстерским фильмом "Донни Браско" (1997) с великолепным актерским дуэтом Джонни Деппа и Аль Пачино. В основу фильма легли реальные события, описанные бывшим агентом ФБР, некогда внедренного в один из преступных кланов Нью-Йорка. "Донни Браско", вне всякого сомнения, стал очередным крупным достижением в творческой карьере Ньюэлла, укрепив его позиции в Голливуде.
Начиная со второй половины девяностых годов Ньюэлл неоднократно выступал как исполнительный продюсер ряда картин, таких, как "Лучшие планы" (1999, реж. Майк Баркер), "200 сигарет" (1999, реж. Райза Брэмон Гарсия), "Траффик" (2000, реж. Стивен Соденберг), "Я захватила замок" (2003, реж. Тим Файвелл). Собственные режиссерские работы Ньюэлла по-прежнему все так же разнообразны - производственная комедия из жизни авиадиспетчеров "Управляя полетами" (1999), вновь отсылающая к пятидесятым годам феминистская мелодрама "Улыбка Моны Лизы" (2003) с Джулией Робертс в главной роли, фантастическая сказка "Гарри Поттер и Кубок огня" (2005) по мотивам очередного романа писательницы Джоан Роулинг о приключениях юного волшебника, и, наконец, экранизация романа Габриэля Гарсиа Маркеса "Любовь во время холеры" (2007).
|