I. Англичанка, рассеявшая туман скуки:
В далёком уже, но судьбоносном во многом плане, 1997 году одна англичанка написала то, что спустя десять лет посчитают наилучшим образцом подростковой литературы — нескучным, поучительным, жизнерадостным и бесконечно искрометным произведением.
Джоан Кэтлин Роулинг всего лишь написала роман о юном волшебнике по имени Гарри Поттер, но ныне это «всего лишь» выросло в размерах, и является одним из самых узнаваемых и окупаемых брэндов мира.
Секрет романов о Гарри Поттере скрыт в сердце каждого из маленьких читателей — это симбиоз воображения и логики, страсти к приключениям и романтизации окружающего, узнавание реализма и сопоставление его персонажей с самим собой. Проще говоря, «Гарри Поттер» доступен пониманию большинства, имеет массовый признак, однако же, в отличие от многих книг-однодневок, имеет под собой глубинный фундамент мифов и сказок, тесно переплетающийся с реальной обстановкой развивающегося мира (правда, эти политические, социальные и прочие аспекты будут более доступны взрослым читателям, нежели младшим поклонникам серии книг).
А самое главное, что «тётушка Ро» обладает истинно британским чувством юмора, каковым и проникнуты все её романы, и многие моменты вспоминаются благодарными читателями с ностальгическим и приятным ощущением. Чего стоят лишь моменты с близнецами Уизли!
Другой же секрет этих романов кроется в гениальной фразе одного из литературных классиков (имя которого я забыл, извиняюсь): «Я верю, ибо есть во что верить…». Так и мы, читатели, верим в мир маглов и магов, в славную школу волшебства и магии Хогвартс, в уютную деревушку Хогсмид, в мрачный и корявый банк Гринготтс, в широченный стадион для игры в квиддич, в монументальное Министерство магии, во всё то, что имеет волшебный оттенок и радует наши фантазии…
Дж.К.Роулинг можно за многое ругать — мелочные люди найдут повод, но за одно ею нужно только восторгаться: она нашла ключик к читательским сердцам, их доверие, их улыбку, их счастливый внутренний мир.
В конце концов, она стала первой из тех, кто рассеял привычный хмурый британский туман скуки и вселил в нас не просто надежду, а стремление жить и чувствовать, ощущать и действовать, осуществлять и никогда не сдаваться. Что может быть лучше для писательницы? Её роман стал и нашим романом…
II. Эпоха Криса Коламбуса:
Пока что Крис Коламбус остаётся единственным режиссёром в мире, кому удалось дважды экранизовать «Гарри Поттера» — первую и вторую часть приключений маленького волшебника.
Поэтому мы можем со всей смелостью величать то недавнее время, когда вышел первый фильм — «Философский камень» — эпохой Коламбуса, ибо и второй фильм не сильно по духу отличается от первого. Это и плохо, и хорошо. Однако, поскольку плохо это сказалось на следующих частях франчайза, мы проанализируем «плюсы» экранизации первого романа Роулинг.
Самое главное преимущество Коламбуса, как режиссёра, заключается в том, что он умеет снимать фильмы о детях, чем уже доказал в своём роде шедеврами «Один дома» и «Мачеха» (которые, хоть и разные по жанру, но, по сути, отображают одно и то же — мир детей, их взгляды на реалии происходящего вокруг).
Коламбус очень удачно и органично подобрал актёрский состав, с которым ему пришлось работать впоследствии и во второй экранизации (предполагаю, что знаменитая троица до сих пор руководствуется в своей игре именно его принципами и советами, так как первая игра налагает весомый отпечаток на последующие работы). Коламбус весьма умело замаскировал неопытность малолетних актёров, не позволив, таким образом, превратить фильм в диссонанс игры дебютантов и закоренелых мастеров в данном деле (Ричард Харрис, Мэгги Смит, Фиона Шоу). И это, как я считаю, самое главное, ибо первый фильм, в большинстве своём, смотрят именно маленькие зрители, которые очень чувствительны к проявлению фальши. Они феноменально чувствуют ложь и не любят, когда их обманывают. Но фильм Коламбуса подводит-таки их к вере в этот чудный магический мирок, такой же хрупкий, как и их собственный, и эта режиссёрская хватка и сделала экранизацию первого романа о Гарри Поттере не комом, а крепким фильмом, близким к шедевру.
Боже, храни Криса Коламбуса!
III. Памяти Ричарда Харриса:
Навсегда он останется в нашей памяти, как мудрый и ироничный, величественный и спокойный, немногословный и столь любимый всеми читателями «Гарри Поттера» Альбусом Дамблдором.
Великий актёр, который умер в борьбе с раком, актёр многих замечательных ролей, но ушедший из мира с блистательным и феерическим бенефисом — как хрестоматийный образ директора Хогвартса.
Пусть новый актёр Майкл Гэмбон и умеет играть, он уже никогда не заменит Харриса, истинного аристократического Дамблдора, для которого всеведение — страдание, мудрость — простота, а любовь — счастье.
Харрис играет того самого Дамблдора, эпоха которого близится к концу. Читатели, как и взрослеющий Гарри Поттер, застали знаменитого мага в его последние годы его могущества. Он уже не молод, он не суетлив, он невозмутим, он философски настроен воспринимать будущее, и единственной его целью становится лишь обучение Гарри Поттера, как человека, способного противостоять жажде власти и бессердечию лорда Волан-де-Морта.
Харрис прекрасно отображает все эти мысли с помощью одного лишь взгляда, в котором зрители, приглядевшись, могли бы узнать Дамблдора времён «Ордена Феникса» (эпизоды, в которых Дамблдор с грустью и любовью смотрит на Гарри Поттера, повторяют друг друга) и «Принца-Полукровки» (эпизоды, где Дамблдор покорно принимает сложившиеся обстоятельства вопреки своему сердцу).
Пусть не погаснет пленительная звезда таланта Ричарда Харриса, светлая память ему и его незабываемому образу Дамблдора!
IV. Сорвавшие аплодисменты:
Два человека особенно сильно повлияли на дальнейшее развитие экранизаций романов о Поттере.
Любой уважающий себя киноман, спроси вы его, что является одной из самых важных составляющих успеха фильма, непременно ответит вам — музыка, и будет стопроцентно прав, ибо музыка, помимо актёрской игры и спецэффектов, создаёт впечатление зрителя о сущности фильма.
Гениальный композитор Джон Уильямс уловил дух произведения Роулинг, и создал несколько мигом разошедшихся в тираж неистовыми фанатами уникальных мелодий, и одна из них многим запомнилась особенно — тема совы Хедвиги, прилетающей в дом Дурслей с тем самым, волнующим и долгожданным письмом. Позднее он сорвёт аплодисменты за создание в «Узнике Азкабана» темы Клювокрыла, пролетающего с Гарри над добрым старым и так любимым всеми нами Хогвартсе.
Второй же человек запомнился зрителям своей феноменальной игрой, повторив спустя многие годы то, что сотворил Василий Ливанов, затмив собой книжный образ Шерлока Холмса экранным. И имя «герою нашего романа» — Алан Рикман.
Он сыграл желчного и таинственного профессора зельеварения Северуса Снейпа, и сыграно это было потрясающе: поднятая правая бровь, задумчивый взгляд, преисполненный одновременно и ненависти и любопытства, и уверенная походка, и невероятно сногсшибательный голос. Казалось, что Рикман — не Рикман, а реальный Снейп, сошедший со страниц сказки Роулинг. Всё актёр отобразил в образе Снейпа с точностью, предсказав многие будущие сюжетные линии своей игрой!
Кстати сказать, Снейпа все режиссёры трактовали по-своему, но, что поразительно, абсолютно верно! Крис Коламбус в своих фильмах интерпретировал образ Снейпа в сцене, где Снейп с кислым видом принимает поражение от Гриффиндора разом за разом. Снейп — истинный победитель, он не терпит поражений!
Альфонсо Куарон, наверное, интерпретировал образ Снейпа самым загадочным образом: в сцене, где Снейп укрывает детей от оборотня («Узник Азкабана»), чего и в помине не было в версии Джоан Роулинг. Вполне возможно, что эта деталь найдёт своё место в заключительном романе о Гарри Поттере.
Майк Ньюэлл, по сути, сумел предвидеть тайну «Принца-Полукровки», изобразив в четвёртой экранизации («Кубок огня») сцену, как Снейп в Большом Зале с любопытством подслушивал своих студентов — не правда ли, это напоминает одну важную сюжетную составляющую шестого романа Роулинг?
В общем, Джон Уильямс и Алан Рикман стали иконами киношного мира «Гарри Поттера» на всю оставшуюся жизнь, и это, разумеется, хороший признак. Ибо, что делал бы мир зрителей без них?!
V. Здравствуй, Радость!
Мы навсегда запомним как первый роман, так и первый фильм о Гарри Поттере, как одно из знаменательных событий современности, и никто не сможет переубедить нас в этом!
Улыбающийся и подскакивающий в воздухе за письмом из Хогвартса Гарри Поттер (Дэниел Рэдклифф); законопослушная и всезнающая Гермиона Грейнджер (Эмма Уотсон); любитель съестного и обладатель роскошных рыжих волос Рон Уизли (Руперт Гринт); милая и добрая миссис Уизли (Джули Уолтерс); шутливые и шустрые близнецы Фред и Джордж Уизли (близнецы Джеймс и Оливер Фелпсы); мудрый и ироничный Альбус Дамблдор (Ричард Харрис); суровая и справедливая Минерва МакГонагалл (Мэгги Смит); высокий и добродушный Рубеус Хагрид (Робби Колтрейн); худощавая и презрительная Петунья Дурсль (Фиона Шоу); толстый и ворчливый Вернон Дурсль (Ричард Гриффитс); пугливый и капризный Дадли Дурсль (Гарри Меллинг); коварный и саркастичный Северус Снейп (Алан Рикман); загадочный и хитрый мистер Олливандер (Джон Хёрт); слабонервный и приметный профессор Квиррелл (Йен Харт); храбрый и симпатичный Оливер Вуд (Шон Биггерстафф); надменный и подлый Драко Малфой (Том Фелтон); спокойная и быстрая мадам Трюк (Зое Уаннамейкер); сварливый и подозрительный Аргус Филч (Дэвид Брэдли)…
Старинный и столь приветливый Хогвартс раскрыл перед нами двери: он рад каждому.
Но сейчас, когда тучи сгустились перед выходом седьмого романа, давайте пожелаем ему только одного: МИРА.
Ибо, только тогда, когда наступит мир, мы можем вздохнуть и воскликнуть: «Здравствуй, радость!».
Я люблю этот фильм. Надеюсь, вы тоже.
«Я вернусь в Хогвартс… Я знаю…» (Гарри Поттер).
|