I. Битва за мир:
Если первый фильм Криса Коламбуса был, прямо скажем, детским и несколько приукрашенным, то продолжение киношной саги о юном волшебнике по имени Гарри Поттер оказалось весьма и весьма нешуточным. Впервые фильм дал понять зрителю, что впереди Гарри и его верных друзей ожидают опасные приключения, сопряжённые с риском для жизни. И могут настать настолько тёмные времена, что жертв Зла и не сосчитаешь…
Этот роман английская писательница Джоан К. Роулинг создавала с большим трудом, как она сама не раз признавалась впоследствии в различных интервью. Ведь его она писала уже под влиянием славы, обрушившейся после нежданного успеха «Гарри Поттера и философского камня». Всегда трудно что-то создавать, понимая, какова ответственность перед преданными поклонниками. Тем не менее, роман оказался ничуть не хуже первого, а в чём-то даже лучше: столько разных тем затронула писательница, прежний юмор не исчез, а та самая волшебная атмосфера, сделавшая сагу о Поттере триумфальной, только усилилась, приобретя готическую оболочку.
В романе переплетается огромное количество сюжетных линий, какие и не снились оригинальному роману — это и тема расизма («грязнокровки», «полукровки» и «чистая кровь»); тема страха («Тайная комната открыта!»); тема семьи («Нора» — домик милого и крепкого семейства Уизли); тема призраков (Почти Безголовый Ник — приведение факультета Гриффиндор); тема квиддича (как всегда, Гриффиндор vs. Слизерина); тема дружбы (Рон и Гермиона); тема Хогвартса (сумрачный, но всегда величественный и добрый замок, возвышающийся над всеми и надо всем) и прочие темы, не все из которых, увы, смогли вместиться в хронометраж фильма Коламбуса.
Самой важной темой как книги, так и романа стала тема выбора, озвученная мудрым директором Хогвартса Альбусом Дамблдором: «Человека определяют не его способности, а его выбор». Именно выбор отличает главного героя магической саги Гарри Поттера от главного злодея Волан-де-Морта. Оба пошли по разным дорожкам: в итоге Тёмный Лорд хочет разрушить мир, а Гарри — спасти его.
Удастся ли это Гарри? Вопрос непростой. Но если рядом будут верные друзья Рон и Гермиона, всегда мудрый Дамблдор, приветливый призрак сэр Николас, огромный и добрый Хагрид, то Гарри сможет преодолеть все препятствия на пути к свержению лорда Волан-де-Морта, олицетворяющего Зло…
II. Повторный Коламбус: плюс или минус?
Я склоняюсь к тому, что минус: при всём уважении к американскому режиссёру, которому удалось неплохо перенести на экран первый роман о приключениях Гарри Поттера, ему не следовало браться за экранизацию второго романа. Экранизировать романы должны разные режиссёры, вот почему я негативно отношусь к решению продюсеров отдать второй фильм Коламбусу, а шестой — Йейтсу.
Почему же «минус»? Разнообразие исчезает, вот почему. Каждый новый режиссёр привносит в фильм своё видение магического сюжета, что-то лично от себя: Коламбус в первом фильме сотворил «умиротворённо сладкую» волшебную атмосферу; Альфонсо Куарон не постеснялся высмеять (в хорошем смысле этого слова) героев романа, и его сарказм создал свой ореол популярности вокруг «Узника Азкабана»; что же касается Майка Ньюэлла, всю жизнь специализировавшегося на мелодрамах, то тот сумел подарить зрителям романтический мир Гарри Поттера, ловко обставив сцены Святочного бала и взаимоотношений разных пар (от Рона и Гермионы до Хагрида и мадам Максим). Несомненно, что Дэвид Йейтс удивит зрителей своей подачей пятого фильма — «Орден Феникса», ведь и он имеет свои, особенные, взгляды на сюжет романа Роулинг.
Правда, при всём том, что Коламбус лучше и интереснее «Тайную комнату» не сделал, надо отдать должное: он всё-таки убрал «детскость» и тем самым «обнажил зубки» уже внаглую пляшущего на костях Добра пока ещё не реализовавшего, но от этого не менее опасного призрачного Зла.
Фильм затянут, это необходимо признать. Нет динамизма, которым Куарон догадался оживить свой фильм, нет эффектности, которую, несомненно, покажет Йейтс, готическая атмосфера присутствует, но она заметно впоследствии проиграет готике Ньюэлла в «Кубке огня».
При этом по-прежнему глаз радуют неплохие спецэффекты, отменная игра актёров и, конечно же, для тех, кто не читает книги Роулинг, особенно важной будет интрига, заигрывающая со зрителем, а разгадка, как всегда бывает у хитроумной Роулинг, достойна похвалы.
Удался ли фильм? Может быть, это не лучший фильм о Гарри Поттере, но он не может не нравиться своей готической атмосферой и таким, как ни странно, доверительным отношением к зрителю.
В конце концов, одного у Коламбуса никак нельзя оспорить: уютные фильмы он снимать умеет.
Да и как первому режиссёру, приложившему руку к экранизации «Гарри Поттера», ему от зрителей и поклонников романов — большое-большое уважение. Здравствуйте и радуйте мир своими новыми фильмами, мистер Коламбус!
III. Good bye…:
Конечно же, стоит отметить новых актёров, появившихся в киноэпопее «Гарри Поттер»:
— Кристиан Колсон в роли Тома Реддла: очень неплохая, убедительная игра, с лихвой перекрывающая все потуги подростка Редклиффа сыграть что-нибудь поттеровское.
— Кеннет Брана в роли профессора Гилдероя Локонса: жаль, что эту поистине феерическую игру мы уже не увидим — персонаж у Роулинг оказался проходным и более не нужным, но лично я был бы рад снова повидать Брана в фильмах о Поттере.
— Джейсон Айзекс в роли Люциуса Малфоя: что и говорить, актёр успешно вошёл в образ, создал каноническое представление о своём герое, подвиг многих в Интернете на написание не поддающихся счёту фанфиков. Думаю, это означает многое, и прежде всего — честь и хвалу актёру.
— Марк Уильямс в роли Артура Уизли, отца Рона: наконец-то мы увидели и этого персонажа в фильме. Что ж, Уильямс оказался весьма неплохим партнёром для актрисы Джули Уолтерс, и вместе их дуэт смотрится гармонично и мило.
Как и ожидалось, старые актёры также не подкачали: это и Алан Рикман (Снейп), и Мэгги Смит (МакГонагалл), и Дэвид Брэдли (Филч), Руперт Гринт (Рон) и Эмма Уотсон (Гермиона), не стоит забывать и о Джоне Клизе в роли призрака сэра Николаса. Все они сыграли отлично, не придерёшься.
«Гарри Поттер и Тайная комната» стал одним из последних фильмов для легендарного британского актёра Ричарда Харриса, успевшего с блеском воплотить в двух первых фильмах образ профессора Альбуса Дамблдора — директора Школы Хогвартс.
С ним в этом фильме сыграли его коллеги — актёры хорошего уровня, придавшие фильму своё обаяние и очарование. Если они создавали атмосферный фон фильма, то Харрис — был чем-то вроде феникса Дамблдора — таким ярким и незабываемым символом не Хогвартса, но фильма. Именно он, а не Дэниел Редклифф в роли Поттера, стал главным актёром фильма — той путеводной звездой зрителей, что их успокаивает и восхищает.
Что ж, в добрый путь, мистер Харрис, надеемся, что молодое поколение запомнит вас не только по роли в «Гарри Поттере», но и по многим другим, более ранним и классическим фильмам, впрочем, легенда мирового кинематографа не подвластна времени…
До свидания, мистер Харрис!..
|