Создатели фильмов о Гарри Поттере стремятся к тому, чтобы у них всё было на высоте. Даже на самые маленькие роли они стараются приглашать самых талантливых, самых известных, в общем, “самых-самых” актёров. Так в Хогвартс попала и Джемма Джонс. Мадам Помфри, “главврач” хогвартского больничного крыла, терпеливо лечащая неугомонного Гарри – не самая заметная роль в “Гарри Поттере и Тайной комнате. Но послушайте, как она произносит фразу: “А ты что думал, что это будет тыквенный сок?”. Сразу видно – профессиональная британская актриса!
Джемма Джонс родилась 4 декабря 1942 года, в Лондоне. Точнее, 4 декабря 1942 года родилась Дженнифер Джонс – потому что потом актриса решила сменить своё имя. Родилась она в семье актёра Гриффита Джонса, поэтому неудивительно, что образование тоже пошла получать актёрское и не куда-нибудь там, а в уже знакомую вам (если вы внимательно читаете наши статьи) Королевскую Академию Драматических Искусств (RADA). Закончила она её в 1962 году, причём, как и её коллеги по “второму Поттеру” Кеннет Брана и Алан Рикман – с золотой медалью и титулом “выдающегося студента”. (Видимо, в фильмы про Гарри предпочитают брать только золотых медалистов).
Едва закончив Академию, Джемма Джонс уже играла в одном спектакле с Питером О’Тулом. В её “театральном багаже” роли в “Виндзорских насмешницах”, “Зимней сказке”, “Двенадцатой ночи”, “Юлии Цезаре”, “Генрихе VIII”, “Сне в летнюю ночь” – всё это в Королевской Шекспировской Компании (RSC), в “Женитьбе Фигаро” - в Королевском Национальном Театре. Она играла Офелию в “Гамлете” 1969-ого года с Ричардом Чемберленом, Беатриче – в “Много шума из ничего”, Бланш – в “Трамвае Желание” Теннеси Уильямса, Салли Боулс – в мюзикле “Кабаре”.
В 1976 году все британцы, сидя у своих телевизоров, с интересом и восхищением следили за историей “Золушки начала XX века” - Луизы Троттер, сумевшей подняться по социальной лестнице от простой посудомойки до “лучшего повара Англии”. Сериал компании Би-би-си “Герцогиня с улицы Герцога” сделал лицо Джеммы Джонс, сыгравшей главную роль, знакомым каждому британцу. Сериал основывался на реальной истории женщины по имени Роза Льюис и повествовал о двадцати пяти годах (1990-1925) из очень нелёгкой жизни энергичной и целеустремлённой Луизы Троттер, о её взлётах и падениях, несчастливом браке, болезни, банкротстве – и успехе.
Джемма Джонс много играла на телевидении. В телеверсии знаменитого романа Шарлоты Бронтэ “Джейн Эйр” (любимого романа актрисы, по её утверждению), она сыграла роль миссис Фэйрфакс, доброй домоправительницы в поместье таинственного мистера Рочестера. Кроме того, она играла Нину Заречную в чеховской “Чайке”, Варю в “Вишнёвом саду”, снялась у Бергмана в фильме “Ложь”, в сериале “Инспектор Морс” и многих других телефильмах.
Джемму Джонс можно смело назвать “заслуженной киномамой” - во всех наиболее известных кинофильмах с её участием она играла мам главных героев или героинь. Например, в фильме режиссёра Энга Ли “Разум и чувства” (1995) по одноимённому роману Джейн Остин (да-да, в том самом, в котором ваш любимый Рикман играл полковника J ), она сыграла тихую и скромную мать героинь Эммы Томпсон и Кэйт Уинслет – миссис Дэшвуд, после смерти мужа оставшейся практически без средств к существованию и, как и во всех романах Джейн Остин, втайне мечтающей о том, чтобы любимые многочисленные дочери удачно вышли замуж.
В своих дневниках со съёмок “Разума и чувств” Эмма Томпсон восторженно отзывается о Джемме Джонс, как с точки зрения её актёрской работы, так и с точки зрения её личных качеств.
Если в “Разуме и чувствах” Джонс была “экранной матерью” Эммы Томпсон – тогдашней жены небезызвестного вам актёра Кеннета Брана, то в фильме “Теория полёта”, вышедшем в 1998 году, она уже играла мать героини его тогдашней “официальной подруги” – Елены Бонэм-Картер. У Бонэм-Картер в этом фильме была роль девушки, умирающей от тяжёлой болезни, приковавшей её к инвалидной коляске, Кеннет Брана играл художника-неудачника, мечтающего о полётах, которого социальная служба приставила за этой девушкой ухаживать. У Джеммы Джонс была не очень большая, но запоминающаяся роль – ей потрясающе трогательно удалось передать чувства женщины, на жизнь которой опустилась мрачная тень смертельной болезни дочери, её сложные взаимоотношения с ней.
В фильме по сценарию известного британского драматурга Джулиана Митчелла “Уайлд” - о писателе Оскаре Уайльде, Джемма Джонс играла роль… матери, нет не Оскара Уайльда (её играла Ванесса Редгрейв), а лорда Альфреда Дугласа по прозвищу Боси, глубокая привязанность и любовь к которому оказалась роковой для знаменитого драматурга и привела его к трагическому концу. Оскар Уайльд (в фильме его играет Стивен Фрай), уже будучи женатым человеком и отцом двух сыновей, встретил молодого, красивого и испорченного выпускника Оксфорда (в фильме его играет Джад Лоу) и попал под его влияние. Сначала им удавалось скрывать свои отношения, но затем родители Альфреда лорд и леди Куинсберри узнали о поведении собственного сына и обвинили Уайльда в гомосексуализме, в то время считавшемся уголовным преступлением и преследовавшемся по закону. Писателя признали виновным и присудили к двум годам исправительных работ. Вот, собственно, краткое содержание этого фильма. Роль у Джонс была, конечно, не самой большой, но и её игра, и сам фильм были довольно высоко оценены критикой.
Матерью сразу троих симпатичных сыновей Джемма Джонс стала в фильме режиссёра Криса Минола "Feast of July" (в российском прокате - "Последнее лето любви"). Матерью крайне несчастной, потому как все трое её сыновей влюбляются в загадочную девушку, попросившую прибежища в их доме (девушку играет Эмбетс Дэвидс), что, разумеется, ничем хорошим для всей семьи не кончается.
В фильме Дэвита Мамета “Мальчик Уинслоу” (1999) – очередная мама. На этот раз Грэйс Уинслоу – мама юного ученика военного училища, обвинённого в краже, уверенная в невиновности своего сына и отстаивающая его невиновность с помощью лучшего в стране адвоката. Действие фильма разворачивается в 1910 году и основано на реальной истории.
Но самая большая известность в широких кругах пришла к Джемме Джонс после того, как она сыграла мать главной героини в фильме Шэрон Макгуайер “Дневник Бриджет Джонс”. Главную роль в этом фильме сыграла Рене Зельвегер, а роли двух кавалеров Бриджет Джонс – известные британские актёры Хью Грант и Колин Фёрт.
“Дневник Бриджет Джонс” был поставлен по книге, охарактеризованной автором, как “современная версия “Гордости и предубеждения” Джейн Остин” (даже главного героя писательница окрестила так же, как и у Остин – мистером Дарси). “Мамочка” в “Гордости и предубеждении” сильно отличается от своей мирной предшественницы из “Разума и чувств”, поэтому, играя в “Дневнике…” роль миссис Пэм Джонс, Джемме Джонс пришлось воплощать в жизнь совсем другой характер. Это была мамочка с весьма буйным нравом и взбалмошным характером. На середине фильма она бросает “папочку”, с которым прожила всю жизнь (папочку играл известный английский актёр Джим Бродбент), и сбегает с модным телеведущим, постоянно несёт всякую несусветную чушь, смущает и распугивает кавалеров дочери.
2002 год дал Джемме Джонс возможность очутиться в магическом мире Хогвартса, в который, мы надеемся, она ещё вернётся в следующих фильмах, чтобы пичкать Гарри шоколадом, залечивать его боевые раны и возмущаться теми, кто вечно тащит в волшебную школу то василисков, то дементоров, то драконов, то ещё какую пакость.
|