Ирландец по происхождению, Майкл Гэмбон родился 19 октября 1940 года в Дублине. После войны его отец, инженер по профессии, получил работу в Лондоне (он заново восстанавливал разрушенный бомбардировками город) и в 1945 году семья Гэмбонов перебралась в Англию. Выросший в традиционной ирландской семье, Гэмбон учился в школе святого Алоиса для мальчиков, затем в католическом колледже, однако в пятнадцать лет забросил учебу и вскоре утроился на инструментальный завод, где проработал семь лет, став за это время квалифицированным специалистом. Внезапно проснувшийся в нем интерес к театру заставил его пересмотреть планы на жизнь, и в 19 лет он присоединился к труппе рабочего театра "Юнити" на Кинг-кросс. Однако его настоящий профессиональный дебют состоялся позднее, в 1962 году, когда он вышел на сцену дублинского театра "Гэйт" во втором акте шекспировского "Отелло" в небольшой роли второго дворянина.
На следующий год он с успехом прошел прослушивание у знаменитого Лоуренса Оливье и был принят в труппу недавно образованного Национального театра. Гэмбон пробыл в Национальном театре четыре года, и успел поработать со многими известными режиссерами: самим Оливье, Франко Дзеффирелли, Линдсеем Андерсоном. За это время он переиграл во множестве пьес: от шекспировских "Гамлета" и "Сна в летнюю ночь" до "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" Тома Стоппарда. Покинув труппу Оливье, Гэмбон перешел в Бирмингемский репертуарный театр, где выдвинулся на первые роли: так, одной из первых его работ стал шекспировский Отелло. Впоследствии играл в самых разных театральных коллективах, в том числе в труппе Королевского шекспировского театра.
Впервые Гэмбон появился на экране в эпизодической роли в телевизионной версии спектакля Лоуренса Оливье "Отелло" в 1965 году. С тех пор на протяжении многих лет он регулярно снимался в различных телевизионных сериалах или телеспектаклях, сыграл в фильмах ужасов "Ничего кроме ночи" (1972, реж. Питер Сэсди) и "Зверь должен умереть" (1974, реж. Пол Аннет) с участием звезды английского хоррор-экрана Питера Кашинга, однако ни о какой серьезной карьере в кинематографе говорить не приходилось - ему просто не доставалось сколько-нибудь значительных ролей. Тем временем, его репутация в театральных кругах была очень высокой - он очень хорошо зарекомендовал себя как ведущий актер в пьесах драматурга Алана Эйкборна "Завоевания Нормана" (1974-1975), "Только между нами" (1977), "Сестринские чувства" (1980), играл шекспировских героев - Бэкингема в "Ричарде III" (1979) и Родриго в "Отелло" (1980) и удостоился высшей похвалы от одного из патриархов английского театра, сэра Ральфа Ричардсона, назвавшего его "Великим Майклом Гэмбоном".
В середине восьмидесятых ситуация начала меняться, и Гэмбону, имевшему в ту пору известность главным образом благодаря театральной сцене, начали предлагать ведущие роли на телевидении - сначала он сыграл Оскара Уайлда в сериале "Оскар" (1985, реж. Генри Герберт), затем писателя Филлипа Марлоу в многосерийном музыкальном фильме "Поющий детектив" (1986, реж. Джон Эмиел), который принес ему первую премию Британской академии кино и телевидения. Его кинокарьера также пошла вверх - вслед за небольшой ролью смотрителя аквариума в экранизации романа Рассела Хобана "Дневник черепахи" (1985, реж. Джон Ирвин), спустя несколько лет последовала работа в фильме "Париж ночью" (1989, реж. Дэвид Хейр), однако, настоящий прорыв ему удалось совершить, сыграв отвратительного гангстера-садиста Альберта Спика в в одной из самых известных картин мастера киноавангарда Питера Гринуэя "Повар, вор, его жена и любовник" (1989).
Эта роль открыла Гэмбону широкую дорогу на большой экран - в девяностые годы он переиграл немало характерных персонажей в кино: агрессивный генерал Леланд в комедии "Игрушки" (1992, реж. Барри Левинсон), директор школы в римейке классической английской ленты "Версия Браунинга" (1994, реж. Майк Фиггис), непримиримый мясник Карни в ирландской драме "Человек, не стоящий внимания" (1994, реж. Сури Кришнамма), разорившийся аристократ Лайонел Крой в "Крыльях голубки" (1997), старый добродушный священник Джек в "Танцах во время Луназы" (1998, реж. Пэт О'Коннор), королевский прокурор Гибсон в авантюрном приключенческом фильме "Планкетт и Маклейн" (1999, реж. Джейк Скотт) и зажиточный фермер Балт Ван Тассель в мистическом триллере "Сонная лощина" (1999, реж. Тим Бертон).
Все это время Гэмбон с успехом продолжал выступать на театральной сцене - в начале восьмидесятых играл короля Лира и Антония в Королевском шекспировском театре, впоследствии он не раз снискал успех, сыграв Даффида в "Хоре неодобрения" (1985) и Дугласа во "Влиятельном человеке" (1990) Алана Эйкборна, Эдди в "Виде с моста" Артура Миллера (1987), Дэвиса в "Стороже" Гарольда Пинтера (2000) и множество других ролей. В 1996 году он впервые выступил на Бродвее в пьесе "Верхний свет" Дэвида Хейра и был выдвинут на соискание американской премии "Тони" как лучший актер. В 1992 году за заслуги в области искусства его произвели в командоры Британской империи, а спустя пять лет, в 1997 году ему было даровано дворянское звание.
В 2000 году он в очередной раз был удостоен премии Британской академии кино и телевидения за роль брюзгливого, но добродушного сквайра Хэмли в телевизионном фильме "Жены и дочери" (1999, реж. Николас Рентон) по роману Элизабет Гаскелл. Тогда же он сыграл одну из своих наиболее запоминающихся ролей в кино - сварливого богатого аристократа-самодура сэра Уильяма Маккордла в великолепной детективной драме Роберта Олтмена "Госфорд Парк" (2000). Спустя несколько лет он получил роль профессора Альбуса Дамблдора в очередном фильме по произведениям писательницы Джоан Роулинг "Гарри Поттер и узник Азкабана" (2004, реж. Альфонсо Куарон), сменив на этом посту покойного актера Ричарда Харриса, который играл Дамблдора в двух предыдущих фильмах этой серии. В том же году зрители увидели его в образе криминального авторитета Эдди Темпла в гангстерской драме "Слоеный пирог" (2004, реж. Мэттью Воэн).
Гэмбон также снимался в картинах "Шарлотта Грей" (2001, реж. Джиллиан Армстронг), "Открытый простор" (2003, реж. Кевин Костнер), "Небесный капитан и мир будущего" (2004, реж. Керри Конран), "Быть Джулией" (2004, реж. Иштван Сабо) и "Изумительная благодать" (2006, реж. Майкл Эптед). Великолепный разносторонний актер, блестящий исполнитель характерных ролей, он все также часто появляется на широком экране, а его незаурядный талант по-прежнему остается широко востребованным, как в кино, так и на театральной сцене.
Фильмография
|