Джон Марвуд Клиз родился 27 октября 1949 года в Вестон-Супер-Маре (графство Сомерсет) в семье страхового агента. Некогда его семья носила фамилию Чиз (cheese - сыр), однако отец Джона, перед тем как поступить на военную службу, поменял свою фамилию на более, как ему казалось, благозвучную Клиз. Окончив в 1958 году колледж Клифтон, Джон на протяжении двух лет преподавал в школе Святого Петра, где он еще ребенком получил начальное образование. По истечении этого срока он поступил в Даунинг-колледж Кембриджского университета на юридическое отделение. Вскоре он присоединился к университетскому театру "Футлайтс" ("Огни рампы"), где познакомился со своим будущим коллегой Грэмом Чепменом. В составе университетского ревю "Кембридж серкус" выступал в Лондоне, посетил Новую Зеландию и отыграл несколько представлений на Бродвее. В 1965 году, находясь в Соединенных Штатах с гастролями, Клиз решил попробовать свои силы на ниве журналистики, сотрудничая с изданием "На помощь!", в котором работал еще один его будущий коллега - Терри Гиллиам. В дальнейшем Клиз на протяжении двух месяцев писал статьи на международно-политические темы для журнала "Ньюсуик", после чего перешел в "Америкэн Истеблишмент Ревю". Однако вскоре он оставил журналистику и вернулся в Лондон.
Вернувшись, Клиз начал работать на радио Би-Би-Си, а позднее стал писать сценарии для комедийного телевизионного шоу Дэвида Фроста. В этом же шоу он впервые появился на телевизионном экране. Вместе с ним в шоу Фроста работал его старый приятель Грэм Чепмен, и там же он познакомился с Эриком Айдлом, Майклом Палином и Терри Джонсом. Вскоре к ним присоединился и приехавший из Соединенных Штатов Терри Гиллиам. После ряда телевизионных проектов они пришли к решению сделать собственное шоу, и в сентябре 1969 года на телевизионных экранах появился первый выпуск "Воздушного цирка Монти Пайтон". Их шоу быстро завоевало огромную популярность - им удалось создать собственный уникальный стиль, в котором сочетались абсурд, черный юмор, пародия, социальная и политическая сатира. Именно благодаря этому сериалу в полной мере раскрылся незаурядный комический талант Клиза, который одинаково блестяще играл как в обыкновенных комедийных сценах, так и в более сложных, полных исторических или литературных аллюзий скетчах.
В 1971 году Джон снялся в фильме "А сейчас нечто совершенно иное", в который вошли лучшие скетчи "Монти Пайтон" и стал одним из основателей компании "Видео Артс", которая начала снимать учебные фильмы по управлению коммерческими и производственными предприятиями. После прекращения трансляции "Воздушного цирка" в 1974 году Клиз был занят во всех проектах "Монти Пайтон", включая живые выступления труппы и участие в фильмах "Монти Пайтон и Священный Грааль" (1975), "Житие Брайана" (1979), "Смысл жизни по Монти Пайтон" (1983), в которых он сыграл ряд запоминающихся эксцентричных ролей. В этих фильмах также снималась и его первая жена, американская актриса Конни Бут. В 1975 году Джон и Конни запустили собственное телевизионное шоу "Отель Фолти", режиссером которого стал Ховард Дэвид Джонс, ранее работавший с "Монти Пайтон". В этом сериале Клиз играл управляющего отелем, нервного и импульсивного Бэзила Фолти, а Конни - его помощницу, горничную Полли Шерман. Супруги не только были заняты в главных ролях, но были и сценаристами этого шоу. Сериал пользовался огромной популярностью у зрительской аудитории и шел на британском телевидении до 1979 года.
После того как "Монти Пайтон" прекратили совместную деятельность, Клиз продолжил актерскую карьеру, снимаясь в телевизионных постановках и полнометражных картинах, в том числе у своих коллег Терри Джонса в "Эрике-викинге" (1989) и "Ветре в ивах" (1996) и у Терри Гиллиама в "Бандитах времени" (1981). В 1985 году он появился в роли шерифа Лэнгстона в вестерне "Сильверадо" (реж. Лоуренс Каздан), а три года спустя добился огромного успеха в комедии "Рыбка по имени Ванда" (реж. Чарльз Крайтон), сыграв влюбленного адвоката Арчи Лича. Клиз также был сценаристом и одним из продюсеров фильма. За эту картину он был удостоен премии Британской академии кино и телевидения как лучший актер в главной роли и выдвигался на соискание премии "Оскар" за лучший сценарий. Вместе с ним в фильме снялась и его дочь от первого брака Синтия. После развода с Конни Бут в 1978 году, Клиз был женат еще дважды: на актрисе Барбаре Трэнтем (1981-1990) и Эллис Фей Эйхельбергер (с 1992 по настоящий день). Помимо работы в кино и на телевидении, опубликовал две книги, написанные им в соавторстве с психотерапевтом Робином Скиннером: "Семья и как в ней уцелеть" и "Жизнь и как в ней выжить".
В кино Клизу чаще всего доставались комедийные роли, однако в его карьере бывали и исключения, такие как профессор Уолдеман в фантастическом триллере "Франкенштейн" (1994, реж. Кеннет Брана) или доктор Пламфорд в экранизации "Книги джунглей" Редьярда Киплинга (1994, реж. Стивен Соммерс). Среди многочисленных актерских работ Клиза - сотрудник британской разведки Кью в бондовской ленте "Умри, но не сейчас" (2002, реж. Ли Тамахори), Безголовый Ник в экранизации популярных романов Джоанн Ролинг "Гарри Поттер и философский камень" (2001) и "Гарри Поттер и тайная комната" (2002) режиссера Криса Коламбуса и многие другие. В новом тысячелетии Клиз по-прежнему остается востребованным: он продолжает активно сниматься в кино и на телевидении, озвучивает мультипликационные фильмы и компьютерные игры, преподает, занимается сценарной работой, а также заслуженно пользуется славой одного из наиболее почитаемых комедийных актеров мирового экрана.
Фильмография
|